Мода как социокультурный феномен пронизывает практически все сферы жизни индивида и общества. Она становится определенным механизмом регуляции социального поведения, а значит, способствует социокультурным и институциональным изменениям в современном обществе, в том числе украинском. Изучение данного феномена актуально, прежде всего, потому, что регулятивная роль моды сегодня возрастает, принимает глобальные масштабы, вызывает неоднозначные социальные последствия.
Стоит отметить, что данная тематика достаточно хорошо разработана в зарубежной социологии. Об этом свидетельствуют работы таких известных социологов, как Г. Тард, Г. Зиммель (мода сквозь призму подражания); В. Зомбарт, Т. Веблен (демонстративное потребление); Г. Блумер (мода на основе коллективного поведения); П. Бурдье, Ж. Бодрийяр (семиотический подход к изучению моды). Из отечественных социологов можно выделить Т. Огаренко, Н. Затулий, А. Сорокину, А. Гофмана и других, их работы посвящены изучению теоретических аспектов феномена моды, особенностей модного потребления в целом или же анализу семиотики модных объектов.
Особенности восприятия моды, модного потребления и его последствия в современной Украине – не менее актуальная и требующая изучения тема.
Следует согласиться с мнением О. Бортняк, высказанным в ее статье “Модное потребление как средство конструирования идентичности в условиях трансформации современного общества (национальный аспект)”, что на сегодняшний день отечественной промышленности и национальной экономике не хватает информационной базы, касающейся особенностей потребительского поведения украинских граждан для улучшения производства и продвижения товара на рынок.
Мода – понятие достаточно многообразное и сложное. В социологии
сложился ряд подходов к ее определению и пониманию. Моду можно рассматривать как одну из социальных норм, характерных, прежде всего, для индустриального и постиндустриального обществ. В качестве социальной нормы мода предписывает членам данного общества определенную модель потребительского поведения.
Мода превращается в ценность, когда внешняя норма модного поведения принимается индивидом, становится его внутренней потребностью, желанием. В этом случае мода выступает в качестве внутреннего компаса потребительского поведения, люди добровольно стремятся быть модными. Помимо этого, мода также рассматривается как форма потребления, как способ социальной стратификации, как форма отображения внутреннего “я” и даже как “непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры”. С другой стороны, мода также отражает господствующие в обществе идеи, в этом и проявляется ее социальность. Индустрия моды оказывает значительное воздействие на украинское общество, в то же время отмечается ее недостаточная изученность в современной отечественной социологии.
В качестве гипотезы к дискуссии мы можем предположить, что Украина сегодня находится на этапе “пресыщения” индустрией моды и тем необъятным количеством сопровождающей ее информации, рекламы и т.д. И глобализационные процессы, связанные с “индустрией fashion” в силу особенностей современного положения Украины приобретают иное направление. В любом случае данный парадокс имеет место быть, и он является основой для дальнейшего изучения особенностей модного потребления в Украине.
Ведь современная мода оказывает влияние не только на потребительские практики индивидов, но и на авторитет и восприятие социальных институтов современной Украины. “Индустрия fashion” способствует социоструктурным и институциональным изменениям не только в украинском обществе, но и во всем мире. Это еще раз доказывает необходимость социологического изучения данной темы для более полного понимания специфики украинского общества.
Комментариев нет:
Отправить комментарий